Поиск по сайту

Поделиться

11.05.2016

Креативность: пять мифов, которые давно пора развеять

В 1815 году в немецкой газете General Music было опубликовано письмо знаменитого композитора Моцарта, в котором музыкант описывал собственный творческий процесс. По его словам, творчество – это такое себе «озарение», которому не предшествует ни тяжкий труд, ни вообще какая-либо работа. Муза возникает буквально из ниоткуда, а задача композитора заключается в том, чтобы всегда быть к этому готовым. Соответственно, как только Моцарт осознавал свой будущий шедевр, ему оставалось лишь его написать.

Впоследствии многочисленные «психологи» использовали эти откровения в попытках объяснить такое явление, как креативность. Однако здесь есть мелкая неувязочка. Моцарт не писал данное письмо. Оно подделано. И, как и многие другие мифы про нестандартное мышление, описанное в поддельном письме и уже давно ставшее стереотипом мистическое «озарение» лишь подчеркивает, что многие люди считают креативность своего рода магией. Но это не так.
В наши дни, когда творческий подход стал чуть ли не товаром, особо важно понимать, что он собой представляет и с чем его едят на самом деле.
Миф #1: креативность – врожденное качество
Инновационность люди издавна романтизируют. Ученые, философы, изобретатели, художники, писатели, композиторы – все они кажутся нам необычными людьми, которым повезло обладать тем, чем не обладают остальные. Другими словами, мы часто слышим, что креативность – нечто, с чем люди рождаются. Но действительно ли это древнее убеждение верно?
Хотя современные психологи сходятся на предположении, что существуют некоторые влияющие на креативность когнитивные качества, передающиеся наследственно, о существовании некой креативной касты, в которой можно только родиться, речи вовсе не идет. Но миф, тем не менее, продолжает жить: так, мы ожидаем от детей знаменитостей, что они унаследуют таланты своих звездных родителей.
Однако результаты исследований не оправдывают наши ожидания. Несмотря на то, что креативность так или иначе «прививается» семьей, в действительности она представляет собойвсего лишь скилл, то есть способность, которую имеем все мы и которую вполне можно самостоятельно взять да «прокачать».«Но как же люди с развитым правым полушарием мозга?» – спросите вы. Это тоже миф: согласно последним исследованиям в области нейронауки, не существует определенного участка мозга, который управляет креативностью. Наоборот, ученые выявили, что последняя активизирует весь наш «мыслящий орган» и состоит как из взаимодействующих когнитивных процессов (осознанных и нет), так и из эмоций.
Обдумывая и разрабатывая идею, воплощая ее в жизнь и затем проверяя полученный результат, мы задействуем различные нейронные сети: сети внимания, визуального восприятия и воображения. А это значит, что процесс творческого мышления – это результат работы всех частей мозга, а не «волшебство особого отдела, который встречается только у избранных».
Миф #2: вдохновение появляется когда угодно
Бытует мнение, что новые идеи возникают спонтанно и ударяют в голову, словно молния. А дальше все просто: остается только воплотить инновацию в жизнь. Бесспорно, временами идеи могут появляться неожиданно. Но исследования показывают, что моменты озарения в действительности представляют собой лишь кульминацию предыдущей мыслительной работы, взбудоражившей наш мозг.
По словам Гарвардского исследователя и психолога Шелли Карсон, внезапное озарение являетсяне более чем следствием так называемого инкубационного периода, когда наш ум окончательно переваривает проблему, отвлекается от нее и начинает создавать соединения там, где изначально их не было (этот феномен называется дивергентным мышлением). Так что знаменитая «Эврика!» не такая уж и особенная. Более того, стоит отметить, что инсайт встречается крайне редко: в подавляющем большинстве случаев инноваторы «добираются» ко всему новому маленькими шажками, в процессе кропотливой работы и с огромным количеством затраченного времени. И не стоит кривить душой при слове «работа» – последняя с креативностью связана неразрывно.
Джеймс Дайсон, изобретатель первого циклонического пылесоса, в течение пяти лет создал около 5000 неудачных прототипов, прежде чем его устройство увидело свет. Мультипликатор Чак Джонс из Looney Toons утверждал, что нужно нарисовать примерно 100 000 плохих рисунков, прежде чем получится один хороший. А фотореалист Чак Клоуз известен своей фразой «Вдохновение – удел дилетантов. Остальные просто делают свою работу».
В оригинальных письмах Моцарта, подлинность которых доказана, указывалось, что, работая над новыми композициями, музыкант регулярно делал нотные наброски, пересматривал их, иногда даже заходил в тупик и откладывал черновики, чтобы вернуться к ним позже. Помимо этого он неустанно изучал теорию, много думал о ритме и мелодии. Бесспорно, композитор был талантлив. Но он не был волшебником. Он работал. И именно труд сделал его великим.
«Время – сырье для творения. – пишет технологический пионер Кевин Аштон в своей книге «Как заставить лошадь летать». – Сотрите весь вымысел о креативности и останется одна работа. Работа по приобретению опыта через исследования и практику, работа методом проб и ошибок, работа размышления и бесконечного совершенствования».
Известные творческие личности раз за разом упоминают, что именно самоотверженный труд приводит к успеху. Подтверждают это и психологические исследования. Существует отличнаяистория про венгерского психолога, который ради научного труда запросил у 275 изобретателей интервью. Увы, треть из них категорично отказали из-за нехватки времени, еще одна треть не ответила вовсе, что также может означать, что они были заняты. Кроме этого, в исследованиистэндфорского психолога Кэрола Двэк все 143 опрошенных эксперта в области творческого мышления согласились, что настойчивость и упорство – черты, лежащие в основе любого успеха.
Как сказал однажды номинированный на Нобелевскую премию психолог Эдвард Ден Боно: «Креативное мышление – это умение. Которое однозначно нельзя развить, просто сидя на берегу реки, слушая музыку в стиле барокко и ожидая вдохновения».
Впрочем, такой взгляд на креативность наверняка многих опечалит. «Очень трудно осмыслить и принять тот факт, что каждое изящное математическое уравнение, красивый рисунок или удивительная технология рождены путем проб и ошибок, фальстартов и неудач, и что каждый создатель чего бы то ни было – такой же смертный и не лишенный недостатков человек, как и мы с вами», – пишет в заключении своей книги вышеупомянутый Кевин Аштон.
Миф #3: креативность не зависит от опыта
Люди часто считают креативность чем-то сродни магии: будто она либо есть, либо ее нет. Однако креативность не материальна. Она приходит с опытом, а невозможность научиться подходить к делу творчески – на самом деле не более чем очередной миф.
Во-первых, креативность можно преподавать: существует даже Международный центр изучения творчества при Государственном колледже Буффало в Нью-Йорке, основанный Алексом Осборном, создателем «мозгового штурма». Во-вторых, недавнее исследование показало, что мозг опытных писателей действительно функционирует более уверенно, эмоционально, открыто и в конечном счете более изобретательно по сравнению с новичками.
В эксперименте приняли участие две группы – мастера пера (пишущие по меньшей мере десять лет) и неофиты. Испытуемых положили в фМРТ-томограф и дали им задание: прочитать начало истории и поразмышлять над ее концовкой. После этого «подопытные кролики» две минуты записывали свои мысли.
Как выяснилось в ходе эксперимента, в лобной коре головного мозга, ответственной среди прочего за мотивацию, планирование и внимание, мозг опытных писателей показал гораздо большую активность. В особенности это касалось нижней лобной доли, предположительно связанной с обработкой эмоционального контекста (например, интерпретация экспрессивных жестов). Следовательно, опытные писаки не только лучше понимали исходный материал, но и дольше «плавали» в абстрактных размышлениях, уделяя во много раз больше внимания эмоциональному подтексту. А что это, если не креативность? Как написала в итогах эксперимента Алекс Фредера, член Британского психологического общества: «Идеи начинают бурлить в этих людях еще на пути от понимания до выражения мысли».
И как тут не вспомнить жизненную историю Уолта Диснея, которого в 1919 уволили из газеты Kansas City Star, поскольку, по словам начальства, ему «не хватало воображения»?
Миф #4: творческий процесс возможен только в одиночестве
С чем, как правило, ассоциируются креативные личности? С такими себе ходячими одиночествами, которые дни и ночи напролет проводят за деревянным столиком с тусклой лампой, сжимая в левой руке кружку кофе, а в правой – ручку, при помощи которой лежащий перед ними блокнот покрывается бесчисленными каракулями. Образ одинокого гения уже давно стал стереотипом. Увы, как и мифы выше, он тоже ошибочен.
Дело в том, что люди обладают крайне неприятной особенностью – они имеют привычку переписывать историю задним числом, приписывая инновацию исключительно одному человеку, когда в действительности над созданием новшества трудилась целая команда. В Pixar, к примеру, создавая новых персонажей, художники садятся за круглый стол, рисуют свои идеи и выкладывают их по центру. При этом каждый может позаимствовать набросок другого, дополнить его или коллективно обсудить. Эта командная стратегия эффективно соединяет творческий потенциал разных людей и служит своеобразным трамплином, позволяющим новым идеям не «застревать», скажем, из-за перфекционизма одного человека.
Венчурный капиталист и бизнес-ангел Дэвид Беркус в своей книге под названием «Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи» рассказывает о так называемых «группах поддержки»: многие творческие личности время от времени неофициально встречаются в подпольных пабах или собственных домах, дабы обсудить задумки, продемонстрировать наброски, почерпнуть силы друг у друга да и просто отдохнуть. В качестве примера автор приводит группу «Инклинги», в которой состояли известные британские писатели, такие как Толкин, Льюис, Уильямс и другие.
Кстати сказать, существует занятная байка о том, что на одной из таких встреч Льюис долго доказывал Толкину, что рукопись, которую тот прочел, достаточно хороша для публикации (по иронии судьбы, это был текст известнейшего ныне фэнтези «Властелин колец»).
Миф #5: креативность «боится» жизненных неурядиц
Пожалуй, один из самых живучих мифов, который стойко держался целыми столетиями. На протяжении многих лет считалось, что креативность – привилегия узкого круга людей, имеющих для этого достаточно времени и средств.
Так, в Средние века заниматься творчеством могли себе позволить лишь самые воодушевленные личности – всем остальным приходилось либо упорствовать на фермах, чтобы выжить, либо грабить корованы да бороться с драконами (по крайней мере, если верить современному кинематографу и видеоиграм). В эпоху Возрождения, несмотря на то, что люди все же осознали, что мысль способна порождать шедевры, ситуация не изменилась: как и прежде, гордое звание творца могли носить только по-настоящему великие люди, такие как Леонардо, Микеланджело и Боттичелли. В 19 и 20 веках миф окончательно сформировался и, усугубившись, стремительно распространился: креативность стали считать прерогативой баловней судьбы – то есть тех, кто заработал состояние, добился высокого статуса в обществе и теперь ведет размеренную жизнь. У всех остальных способность мыслить творчески отсутствовала якобы по определению.
И лишь в 21 веке, поистине срывающим всевозможные покровы, миф наконец развеяли. Выяснилось, что креативность не «боится» жизненных неурядиц, более того – исследованиефакультета социальной психологии Амстердамского университета выявило, что, когда люди сталкиваются с разного рода проблемами, это заставляет их сделать шаг назад, вновь посмотреть на общую картину и увидеть соединения между вещами там, где изначально они их не заметили. Эта способность в психологии именуется «глобальной обработкой» и является неотъемлемой чертой творчества.
Даже такие люди, как Фрэнк Гери, один из крупнейших архитекторов современности, и изобретатель Макс Шеперд, называют препятствия важным фактором креативности. Все еще неубедительно? Тогда другой пример: детская книга «Зеленые яйца и окорок» за авторством английского писателя Доктора Сьюза разошлась тиражом более чем 200 миллионов экземпляров, хотя в рассказе используется всего 50 слов – таково было условие спора между автором и основателем издательства.
***
Конечно, довольно просто отложить работу, потому что «я не в форме». И даже еще проще вовсе отказаться от намерений потрудиться над чем-либо со словами «я не креативен» или «я не чувствую вдохновения». Но правда состоит в том, что креативность, как и многое другое в жизни, – это не дар, а навык, который нужно закреплять на основе практики. Энди Уорхол однажды заявил: «Почему люди думают, что художники какие-то особенные? Это просто такая работа».
А потому, дорогой читатель, неважно, кто вы есть – писатель, математик, дизайнер, айтишник или инженер. Оставайтесь открытыми, стремитесь покорять новые горизонты, не бойтесь спрашивать помощи и не опускайте руки, если вдруг вы оказались в тупике. Всегда ищите новые пути и двигайтесь вперед. И у вас обязательно все получится.

Zaimon - современный сервис получения кошерных займов онлайн.

Zaimon RU CPS

Pay P.S. - современный сервис получения займов онлайн.

Pay P.S. RU CPS

Подписатся на новости сайта